Всё о Сикстинской капелле

 

микеланджело, сикстинская капеллаПеред поездкой в Рим составляю виш-лист. Ватикан в нем — первый и единственный. Остальное по обстоятельствам, куда ноги поведут. Отстояв двухчасовую очередь и расставшись с нешуточной суммой на входе, попадаю в поток китайцев и, влекомая течением человеческих масс, мчусь на поиски Сикстинской капеллы. Каюсь: через все залы я бежала пулей к главному хайлайту, даже не глядя по сторонам (не делайте, как я). Поэтому в идеале нужно закладывать на Ватикан весь день, чтобы заценить каждую роспись на потолке и побывать в Ватиканской Пинакотеке. Но вернемся к нашей главной героине, которой я решила посвятить первую статью итальянского цикла сразу по возвращении в Россию. А для более общего знакомства с самым маленьким государством в мире лучше обратиться к литературе:

Книга "Ватикан" Книга «Ватикан»

 

Сикстинская капелла
Сикстинская капелла

 

Самый известный в мире потолок

У большинства Сикстинская капелла ассоциируется в первую очередь с Микеланджело, который расписал свод и создал алтарную фреску «Страшный суд». Но первоначально всё было совсем не так: потолок отличался простотой и изображал звездное небо, созданное другим мастером. Однако спустя несколько десятилетий на своде, о ужас, появились трещины. Ватикан привык только к лучшему, поэтому папа Юлий II (племянник Сикста IV — автора идеи создания капеллы) призвал на помощь не абы кого, а самого Микеланджело. Скромняга от природы, художник пытался отказаться от выпавшей на его долю чести. Я, мол, вообще-то скульптор, куда уж мне? Но против Папы не попрешь: не можешь — научим, не хочешь — заставим. И Микеланджело со скрипом взялся за первую в своей жизни фреску.

Микеланджело Буонарроти, Сотворение Адама, потолок Сикстинской капеллы
Микеланджело Буонарроти, Сотворение Адама, потолок Сикстинской капеллы

Сразу развею красивый миф: он писал не лежа на спине, а в нормальном вертикальном положении с помощью специально созданных для этой цели строительных лесов. Путаница началась из-за неправильного перевода одной из биографий, где использовалось слово «resupinus» («изогнутый назад»), которые иные умельцы вольно трактовали как «лежащий на спине». Вот так, из-под папской палки, скульптор осваивает новую профессию за 4 года (с 1508 по 1512). Более трех сотен фигур из Ветхого Завета, иллюстрирующие историю от сотворения мира до потопа, написаны без эскизов, слету. Но в процессе значительная часть трудов мастера пропала даром: плесень разрушила львиную долю работы. Пришлось начинать сначала.

Микеланджело Буонарроти, Грехопадение, потолок Сикстинской капеллы
Микеланджело Буонарроти, Грехопадение, потолок Сикстинской капеллы

Через четверть века уже другой папа, Павел III, вновь пригласил пожилого художника в Сикстинскую капеллу. Так в 1536–1541 годах появилась алтарная фреска «Страшный суд». Но и на этом точка в работе над капеллой не была поставлена. Микеланджело осмелился изобразить персонажей сцены полностью обнаженными, что вызвало бурю негодования у целомудренной публики контрреформационного толка. Фигуры пришлось приодеть, но этим занимался уже другой художник спустя 24 года.

Микеланджело Буонарроти, Страшный суд
Микеланджело Буонарроти, Страшный суд

 

Не только Микеланджело

На самом деле Сикстинская капелла — живой свидетель сразу трех этапов Возрождения. К Чинквеченто (Высокое Возрождение) отнесем Микеланджело, а голосок Сейченто (Позднее Возрождение) прорезался во второй половине XVI веке, когда усилиями Контрреформации стыдливо были прикрыты гениталии нагих персонажей фрески. В те времена многим приверженцам нудистского подхода к живописи досталось на орехи от католической церкви. Позднее последовала череда реставраций, но это уже немного другая история.

Отмотаем еще немного времени назад — и окажемся где-то в Кватроченто (Раннее Возрождение), когда у Микеланджело первые молочные зубы сменялись коренными. Как известно, капелла получила свое имя в честь Папы Сикста IV. Он не стал ограничиваться одним мастером, а пригласил сразу весь свет живописи тех лет: Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Козимо Росселли и их помощников (Пинтуриккио, Пьеро ди Козимо и других). Небольшой батальон художников, вооруженный кистями и красками, справились с задачей за три года (с 1481 по 1483). Если бы не трещины на звездчатом потолке, мы знали бы Сикстинскую капеллу именно по их фрескам. А Микеланджело, возможно, так и остался бы в истории «только» скульптором.

 

Читайте также статью Куда художнику поехать в путешествие?» и подписывайтесь на блог (кнопка в нижнем правом углу)!

11 Comments Добавьте свой

  1. Познавательная статья, и написана классно, спасибо! Маленькое совпадение: я тоже только что про один замечательный потолок написала 🙂

    Нравится 3 людей

  2. Что ж Вы так с очередью! Можно было через Интернет билетик-то приобрести 🙂

    Нравится 2 людей

    1. Во-первых, у меня льготный билет. Боюсь, его нельзя купить в интернете. Во-вторых, через интернет — это лишние 4 евро.

      Нравится

      1. Льготный можно; конечно, подороже выходит, но, на мой взгляд, это небольшая плата за 2 часа жизни в очереди, тем более при ограниченном времени. 🙂

        Нравится 2 людей

        1. У нас была очень бюджетная поездка автостопом и каучсерфингом, траты в день были запланированы 14 евро, и так оно и получилось) Поэтому потратить лишние 4 евро — это остаться без ужина)

          Нравится

  3. Но против Папы не попрешь:

    Нравится 2 людей

    1. …особенно против ДеллаРовере. Думала, развенчаете и миф про автопортрет «в коже», но пусть останется хоть немного мифов. Кстати, раз автора «заставили», то может ли быть так, что его образы столь мускулисты и огромны не потому что «так задумано было», а потому что «так получилось»? Может такое быть?

      Нравится 2 людей

      1. Обо всем не расскажешь, еще очень много просто не уместилось в пост))) Да, через его картины виден именно скульптор: по тому, как он прямо-таки лепит преувеличенную мускулатуру)

        Нравится 1 человек

        1. воооот, эта мысль не покидала меня с момента первого знакомства с иллюстрациями капеллы

          Нравится 2 людей

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s